Форум » Зрелища » Цирк » Ответить

Цирк

Admin: http://botinok.co.il/node/73243 - картинки и текст. А вот насчет сестерция - все же аурихалк (латунь), 4 аса. [BR]http://www.circusmaximus.us/circusmaximus.htm - в картинках Agitator (агитатор) – любой возничий. Auriga (аурига) – возничий колесницы. Carcer (карцер) – препятствие для колесницы перед выходом на арену цирка. Spina (спина) – барьер в цирке, разделяющий арену на две части. Meta (мета) – столб у конца барьера, означающий, что колеснице нужно делать поворот. Naufragium (науфрагиум) – ДТП с участием колесницы, в котором или возница или лошадь получили увечье. Quadriga (квадрига) – колесница, запряженная четверкой лошадей. Biga (бига)- колесница, запряженная парой лошадей. [more]Считается, что состязания на колесницах были впервые проведены здесь ещё царём Тарквинием Приском (ок. 500 до н.э.). Долина между Палатином и Авентином, длиною в 600 и шириною около 150 м, издревле, благодаря своему положению у самой древней части города и чрезвычайно удобной конфигурации местности, служила местом конных ристаний, связанных с древнейшими играми Рима (так. назыв. лат. ludi Romani). До 329 г. до н. э. приспособлениях для скачек в этом месте не упоминались; очевидно, кроме арены и временных мест для почётных зрителей, на месте цирка не было никаких построек. Весьма возможно, что долина обрабатывалась и давала урожаи, как показывают древнейшие святилища сельских богов — (алтарь Конса (англ.)русск., святилище триады Seia, Segetia, Tutilina), сохранившиеся и после формирования цирка. Весьма вероятно, что игры давались только после конца жатвы (в 366 г. до н. э. ludi Romani фиксированы были на сентябрь). Только в 329 г. выстроен был старт — лат. carceres — из дерева с пестрой окраской. Постоянной spina не было, меты были деревянные. Упоминания о постановке статуй, о постройке ворот, о возобновлении carceres и мет, о постановке аппарата с яйцами для счета туров (лат. missus), о приобретении клеток для зверей и т. п. появляются после пунических войн. При Цезаре расширена площадь цирка и вырыт канал (лат. euripus) вокруг арены. В те времена состязания колесниц проходили по прямой — доехав до конца арены колесницы разворачивались и мчались в обратную сторону. Позже, с развитием канализационной системы Рима, под ареной был проложен большой тоннель (примерно 4,5 метров в высоту и 2,5 метра в ширину), в результате чего со временем на арене образовался "хребет". Выравнивание земли на арене перед каждым соревнованием стоили существенных трудозатрат, и поэтому соревнования уже не могли проводиться по старой схеме. Правила соревнований были изменены, и колесницы стали ездить не по прямой, а по кольцу, огибая "хребет" арены. Новый способ проведения конных соревнований быстро прижился, и с тех пор конные скачки стали проводиться на кольцевых ипподромах. [править] Описание Сестерций Каракаллы, на котором видно Большой цирк с обелиском и spina Юлий Цезарь расширил Большой цирк до 600 метров в длину, так что на нём могло разместиться 250 тысяч зрителей (ещё столько же могли наблюдать за соревнованиями стоя). В середине короткой и полукруглой стороны описанного ограждения арены находились ворота, через которые выезжали из Цирка победители на скачках (лат. porta triumphalis). На противоположном конце арены стояли три башни (лат. oppida); в средней были проделаны также ворота, служившие для въезда колесниц внутрь Цирка (лат. porta pompae); между нею и боковыми башнями был устроен, справа и слева, расположенный по дуге круга ряд стойл (лат. carceres) для колесниц и лошадей. По середине арены тянулась длинная и узкая платформа (лат. spina) с полукружиями на обоих концах и стоявшими на них конусообразными столбами (лат. metae). Эта платформа была украшена сперва одним, а потом двумя обелисками; оба они уцелели и сохранились до наших дней; первый, вывезенный из Египта и водруженный Августом, высится теперь на Пьяцца дель Пополо; второй, ещё больший, поставленный Константином Великим, перенесён в 1588 г. на площадь перед Латеранским дворцом. Кроме обелисков, на платформе в двух местах было помещено на небольших постаментах (без сомнения, в честь покровителя ристалищ Нептуна Eqnestris) по семи изваяний дельфинов, изрыгавших воду в небольшие бассейны, и отдельно от этих фигур, на особых подставках, по семи шаров (лат. ova).[/more] Своей постоянной архитектурной формой Большой цирк обязан Августу. Ряд мест на ближайших ступенях был предоставлен сенаторам и всадникам; зрителей пускали на основании особых, ненумерованных бронзовых марок-билетов. К этому времени относится описание Дионисия Галикарнасского. Согласно этому описанию, нижний этаж мест для зрелищ был каменный, верхние два — деревянные; внешние аркады были одноэтажные, в них помещались лавки, трактиры и т. п. Carceres представляли собой портик с двенадцатью арками для ворот и средним порталом. Клавдий создал мраморные carceres и золоченые меты; Нерон в 63 году приказал засыпать Цезарев канал, чтобы дать больше места всадникам. Пожар 64 года уничтожил, вероятно, только деревянные части; в 68 году в цирке вновь даются роскошные празднества. В 81 году Титом были выстроены великолепные ворота на южной короткой стороне цирка. [more]Эпохой в жизни цирка было правление Траяна, расширившего места для зрителей в очень значительной мере, частью на месте выстроенной Домицианом, а теперь уничтоженной императорской ложи. Домициан проложил дорогу от цирка в своему дворцу.[3] И после Траяна значительная часть мест была сплошь деревянная, как показывают повторные случаи обвалов, стоившие жизни тысячам зрителей. При Константине цирк был основательно реставрирован; spina украсилась новым обелиском, вывезенным из Гелиополя.[/more] Главным зрелищем, собиравшим народ в Ц., были скачки на колесницах (кроме них упоминаются и бега, и бои атлетов, и бои зверей, и упражнения на верховых лошадях). Первоначально эти бега были составной частью религиозно-политических торжеств, сопровождавших возвращение войска из похода, что сказывается, в виде пережитка, на той pompa, которою вводились состязания колесниц. Pompa эта носила характер триумфа, с религиозной подкладкой. Она торжественно шла с Капитолия по форуму и скотному рынку и входила в южные ворота Ц. Во главе шел или ехал (если это был претор или консул) магистрат, дававший игры, в триумфальной одежде (шитая золотом тога и туника, украшенная вышитыми на ней пальмами), держа в руке скипетр, украшенный орлом; сзади него стоял или шел венчавший его золотым дубовым венцом общественный раб. Впереди гремела музыка, магистрата окружали его дети, друзья и клиенты. За ним везли и несли статуи богов, впоследствии — и обожествленных императоров, начиная с Юлия Цезаря. После этого вводного акта, очень длинного и очень педантичного, начинались игры. Одновременно открывались ворота и обыкновенно 4, иногда больше (6, 8, 12, смотря по количеству партий и колесниц каждой партии) колесниц, парою или чаще четверкою, вылетали на арену. Бег начинался направо от меты и кончался у места на противоположной стороне, отмеченного белой линией, после семикратного оббегания spina. Число заездов не всегда было одинаково: начиналось с 10 или 12, но чем дальше, тем более число их увеличивалось, и в императорское время доходило до 24 пли даже 36, что заполняло весь день с утра до вечера.[more] Каждая скачка длилась не более четверти часа. Во время скачки возницы употребляли всевозможные средства, чтобы добыть первый приз, — средства, поведшие к выработке особого технического скакового жаргона, на котором написаны надписи в честь или память возниц. Особую опасность представляло огибание мет, к которым каждый старался держаться поближе; все зависело от выдержки и ловкости крайней левой лошади. Несчастные случаи были вполне обычны; легкую двуколеску, открытую сзади, ничего не стоило сломать при силе и быстроте четырех лошадей; почти все изображения скачек дают в определенной схеме из четырех состязающихся колесниц одну разбитой. Приз состоял из венка и известной суммы денег; давались и вторые, и третьи призы. Поставка лошадей и возниц первоначально исходила от государства и сдавалась магистратами на откуп. Чем дальше, тем крупнее становились приплаты магистратов, дело же поставки организовалось в два больших предприятия, может быть, субсидируемые правительством. Предприятия эти содержали конюшни, лошадей, персонал возниц, школы для возниц, выезжали лошадей и т. п. Техническое имя этих предприятий было factio; главный заведующий носил имя dommus factionis. Различались factiones между собою цветами. Две компании республиканского времени одевали своих наездников одна в белое, другая в красное, и носили поэтому имя: одна — russata, другая — albata. В императорское, вероятно, время к этим двум присоединились синие и зеленые (factiones veneta и prasina); временно при Домициане имелись еще золотые и пурпуровые (purpureus pannus и auratus pannus). Из этих партий видную роль играли в императорское время только синие и зеленые; около них сосредоточился весь интерес посетителей Ц. Интерес к лошадям, к возницам, азарт ставок — все это, раздуваемое участием высших слоев общества вплоть до императора, повело к тому, что интересы Ц. были насущнейшими и живейшими интересами Рима. Интерес сосредоточивался на постоянных носителях тех или других преимуществ — компаниях, поставщиках лошадей и возниц, — и раздувался самими компаниями; зритель привыкал усваивать себе интересы компании, и, таким образом, получилось страстное участие в судьбе не лошади или возницы, а партии. Страстность доходила до схваток и битв; влиятельные люди одной партии старались повредить другой; сами императоры проводили немало времени в конюшнях любимой партии и мощью своей власти поддерживали ее в ущерб другой. С падением культурности страстность достигает своего апогея на гипподроме Константинополя. Пристрастие к партиям поддерживало интерес к носителям славы партии — возницам и лошадям, особенно к возницам, так как от их ловкости всего более зависела победа. Специализация вытеснила дилетантов из Ц.; рука об руку с нею шла выработка понятия о неуместности ее, как ремесла, для римской аристократии. Искони в цирк гоняли колесницы юноши знатных семей; они же, пока были еще pueri, там же показывали высшую школу езды в ряде сложных военных эволюций, принимая участие в так назыв. lusus Troiae. В последние века республики все это вышло из моды, Цезарю и Августу, в их стремлении бороться с изнеженностью общества и кастовыми предрассудками, пришлось насильно вновь вводить старые обычаи. Они заставляли знатную молодежь гоняться на колесницах, выступать и в детском, и в юношеском возрасте в ряде военных упражнений на глазах у публики (ludi sevirales: участники — всадники, только что надевшие toga virilis; lusus Traiae: участники — дети лучших сенаторских семей). Воспитательные цели Цезаря и Августа сменились страстным увлечением Ц. Калигулы и Нерона: не упражнение физических сил и борьба с предрассудками, а спорт сам по себе, любовь к успехам, видным и шумным в этой области, руководили особенно Нероном и его позднейшими подражателями. Слава возниц, их популярность не давали спать императорам, подобным Нерону. Но как ни росло увлечение скаковым спортом в обществе, цирковые кучера из общества все-таки были исключением: тон давали в Ц. профессионалы. Выработка техники и умелая подготовка, в связи со специальными способностями, вырабатывали искусников, побеждавших по нескольку тысяч раз и составлявших себе колоссальные состояния из призов и особой платы от партии и нанимателей. Имена их гремели повсюду; все знали Скорпа или Диоклета, и ряд надписей подробно рассказывает нам их цирковую карьеру. Возницы начинали свою карьеру очень молодыми, что обусловливалось в значительной степени требованием от них возможной легкости. Большинство рано кончало жизнь насильственной смертью; лишь немногие, составив себе состояние, удалялись на покой. Самый костюм возниц указывал на опасность их профессии: поверх туники они обмотаны были ремнями, на голове носили гладкую кожаную шапку, ноги вплоть до сандалии также обвернуты были ремнями, все это — чтобы защитить по возможности тело от ударов и чтобы на всем теле не иметь такой одежды, которая могла бы за что-нибудь зацепиться, на которой можно было бы повиснуть. Вожжи привязаны были к пояснице возницы, чтобы можно было править одной рукой, а в другой держать бич; у пояса висел кривой нож, для обрезания вожжей в случае падения. Умственное развитие возниц было ниже среднего, суеверие пустило в их среде глубокие корни. Амулеты покрывали сплошь сбрую лошадей, их носили на теле сами возницы. В гробницах Карфагена и Аппиевой дороги найдено немало свинцовых писем к подземным богам — писем, которые должен был доставить по назначению мертвец: возницы поручали здесь друг друга вниманию подземных богов, приглашая их наслать на противника всевозможные цирковые напасти. Большой интерес возбуждали и лошади. Все знали знаменитых левых пристяжных (funales), побеждавших по сотне раз. Испания, Африка, Италия, Греция, Каппадокия конкурировали высотою крови и скаковых качеств своих конских заводов. Потребление и спрос на лошадей были громадны; конские заводы, очевидно, давали крупным заводчикам хорошие доходы. Особенно крупные предприятия этого рода создали чудные пастбища Африки; немало сохранилось мозаик, свидетельствующих о любви к лошадям, интересе к ним и распространенности коннозаводства в этой римской провинции. Каждая лошадь имела свое имя и свою генеалогию; сотни имен переданы нам разнообразными памятниками, от мозаик и до свинцовых входных билетов-тессер. Лошади-победители на пути в свои конюшни справляли настоящие триумфы. Таковы были элементы, из которых слагалась цирковая жизнь. Одинаково страстно жили этой жизнью и Рим, и провинции. Антиохия или Лион не уступали в этом отношении Карфагену и Коринфу. Могли не знать в Риме, чем кончилась война с германцами или парфянами, но всякий знал, кто победил в последний цирковый день — синие или зеленые.[/more]

Ответов - 46, стр: 1 2 All

Авл Элий: Дом авла элия Их обошли. Меньше чем на полкорпуса,но обошли. И быть конюшему под копытами,если бы Авл не увидел ЕГО. Могучий зверь казалось выдыхает полуденный зной и даже под цветами было видно,как солнце играет на шкуре. Авл вспомнил у кого видел такого красавца, и поискал взглядом на трибунах их хозяйку. Только потом припоминая, что слышал о ее смерти, но не успел подумать о том,чтобы выкупить из казны коней. Похоже его опередили и он поймал пробегающего мимо мальчишку и велел узнать-чей

Мальчишка: Пробиться к победителю было не так-то просто, но удалось: где проскользнуть, где поныть немножко, где нагло - и ответ добылся вместе с оплеухой, которая чуть было его не заглушила. Вернувшись к господину на второй ярус, он отчитался (подробности он выцедил в окружении): - Это Клелия старшего. Звать Северный, год назад куплен у Авдиев.

Авл Элий: -Значит у Авдиев, понятно.,-процедил Авл, кидая монетку мальчишке. Что он думал о Марсии, который продал Северного не ему, он промолчал. В любом случае, это не последние гонки и он еще утрет нос.. Возможно у Авдиев есть еще что-то, о чем Авл не знал и к счастью, может быть не знал еще никто. И элий твердо решил наведаться на конюшни Авдиев, чтобы его снова не опередили


Квинт: >>>>>Лавка она же дом Суламиты Когда явился Квинт, квадриги уже... отскакались. "Обманул соседку? нет, сейчас они по одиночке начнут..." Лезть в плотно заселенные ближние, соответственные сословию, ряды не хотелось, и тут он увидел неподалеку, в доступном для окрика пространстве знакомое лицо. - Элий! Элий... - добираясь к юноше боком, он еще издали начал расспрашивать: - Я, признаться, удивился, думал, ты сам блеснешь выучкой своих питомцев. Кого ты выставил? Я опоздал, проспал как... Понтий. А так хотелось посмотреть, как этот тиррен, как его, - он защелкал пальцами, - Оллей? Уллий? - не договорил, усаживаясь рядом, - уфф...

Клавдия Минор: >>>дом Клавдии Минор Домаршировав со своей центурией до нужной трибуны и отпустив часть рабов рассаживаться на верхних, Минор устала отвечать на кивки и поклоны, взяла с рук рабыни собачку, и прикрылась игрой с пёсиком от дальнейших приветствий. - Мааа, почему мы не в императорской? - заканючила Домиция, но тётушки и кузина шикнули на неё так дружно, что она притихла. - Потому что ты не императрица, дорогая. И я не хочу чтоб ты ей внезапно стала, - тихо ответила Минор.

Авл Элий: -Туллий.,-ответил авл, поморщившись. -Блеснул бы, если бы напомнили,-ответил на удивление Квинта, и подумал что день на жаре-это маловато для такого проступка. и сказал примирительно - В следующий раз, Квинт. Я тоже задержался. Сделал приглашающий жест -Садись уже ради всех богов если не хочешь чтобы на тебя шипели -Все здесь, даже Сполоха привели, совсем конюшню пустой оставили сволочи, а хозяину сказать недосуг,-проговорил забыв что все утро он был не в духе и занят. Сначала фурием,потом отцом и прислуга естественно старалась с ним не сталкиваться, тем более уж не напоминать ни о чем.

Квинт: - Сами? Великий Юпитер! - Квинт, казалось, был вне себя от удивления. - Да ты снисходительнейший из господ, - резюмировал он, хотя никогда не замечал за юношей этого качества, - если я тебя правильно понял. Удивленно отведенный взгляд, словно призывающий окружающих в свидетели, остановился на знакомом соцветии фигур, две из которых были женскими а третья ,бывало, маячила перед Квинтом в школе или библиотеке. - О, так я не один тут опоздавший, - заметил он вслух и вслух же и рассудил: - эх, не будь вчерашнего обещания, мог бы я попросту так подойти и сказать здравствуй, как спалось? Нет, нынче придется корчить из себя телохранителя. И была бы уже хотя бы на пару лет старше, а то ведь только из пеленок, пуповину еще не разрезали, а какова заносчивость! Нет, я бы посватался, будь ей хотя бы шестнадцать. Впрочем, слишком опасная партия. Размышления его прервались объявлением нового забега и стало слишком шумно, чтоб продолжать монолог.

Клавдия Минор: - Мам, мам! Смотри! Там Крылатый Статилии! Ааа!! Первым идет... - едва не выпрыгивая из столлы закричала Домиция, - мам, ну смотри же! - метнулась к заграждению, чуть не перегибаясь, и так живо подскочила к Минор, что пёсик, жирный и туповатый, испугавшись, совершил свой первый... и, судя по всему последний, прыжок, немыслимым кульбитом оказавшись на песке и плюхнувшсь под ноги лошадям. Тиля завизжала, Клавдия прикрыла ладонью глаза...

Авл Элий: на песок что-то выпало, жалобно пискнуло и довольно быстро затихло, разворачивающиеся шли слишком быстро и ставки были черезчур высоки, чтобы обращать внимания на такую мелочь. Авл оторвав взгляд от арены, глянул туда, откуда выпало и где совсем недавно радовалось совсем юное существо. -славная,да?,-обратился к Квинту.

Квинт: - Так а я тебе о чем говорю! - обрадовался Квинт случаю обсудить опасность партии вслух и подумал, сперва вскользь, что по возрасту она Авлу больше подходит, да и по характеру, пожалуй, тоже. - Ты не знаешь, что это за семейство? Представить тебя внучатой племяннице принцепса? - "Чем не повод поздороваться. И что мне, собственно, Домиция? Вот сама Клавдия..." - Принесём соболезнования в связи с геройской смертью недоразумения, не имевшего возможности достойно провести жизнь... Я сокрушался, что проспал четверки, и пожалуйста: все-таки на моих глазах кого-то смешали с песком.

Клавдия Минор: Гней перегнулся через заграждение, вздохнул: - Затоптали... Побледнев и закусив губы, Домиция села на скамью и, когда колесницы пошли на второй круг, выдавила: - Я хочу уйти. - Гней, как только финишируют, проводи стестру, - велела Минор. Тётушки тоже засобирались, ворча, что Клавдия слишком давно испытывает терпение богов. Тиля безутешно рыдала. - И Тилю заберите.

Авл Элий: Авл плотоядно облизнул губы -Представь. Место и время были не самыми удачными для знакомства и Авл пожалел, что сейчас не на арене-был бы шанс предстать героем. Было непохоже на то, что восхищенные фразы произведут на нее должное впечатление. -да, представь. Пригласим их на пир. У меня сегодня бои. он придумал чем можно было бы ее увлечь.

Квинт: - Хм... бои? Думаешь, ей понравится? Гляди, куда это они?.. Очевидно, испугалась. Лучше покажи ей своих котов, а то вон какая бледная... - и он живо поднялся и направился к выходу, как только с первыми звуками финиша юный Гней принялся торить дорогу для своих разновозрастных родственниц. - Мальчик - Гней Домиций Агенобарб, девочка - Домиция, сестра его, этих двоих не помню... Мать... Я не понимаю, она остается, что ли?

семья: Гней заметил преподавателя, поклонился почтительно, но увидев рядом с Квинтом красивого юношу, смутился, оступился, быстро, впрочем, выровнявшись, и принялся раздвигать толпу с удвоенными усилиями. Домиция, проследив за взглядом брата, выспыхнула щеками так же быстро как побледнела, и сделала вид, что на трибунах нет вообще никого, кроме её семейства, но царственности не выдержала и, проплывая мимо Квинта, умудрилась одновременно уронить взгляд и вздернуть подбородок.

Авл Элий: Удивило его разве что смущение юноши. И когда процессия поравнялась с ними, произнес: -Все-таки досадно,друг мой Квинт, что молодые люди уже уходят, - и обратился к юноше: -как так получилось, Гней Домиций, что я ни разу не видел тебя у себя на пиру?Приходи сегодня, будут бои. И приводи свою очаровательную сестру.

Квинт: Квинту при виде смущения Гнея так широко размазало по лицу рот, что он не сразу смог заговорить. - Как же он мог появиться у тебя, Элий, если о том, как его зовут, ты только что от меня узнал, а о том, как зовут тебя, он узнает опять же от меня и только потому что ты сегодня по недоразумению не участвуешь. Дорогой Гней, разреши познакомить тебя и твоих прелесниц - перед вами Авл Элий младший, один из наиболее ловких возничих, превосходный наездник и просто внимательный человек, и то, что произошло, не окончилось бы так печально, правь он в этот момент конем. Он безусловно предпочел бы славе жизнь этого существа. Но поскольку он к тому же еще и мастер, как я уже говорил, с него сталось бы и забег при этом выиграть. И ты совершенно напрасно смущаешься, мой мальчик: мы не любовники. Я для этого недостаточно молод, а он - недостаточно беден.

семья: - Сестра не ходит на пиры и бои, - опустил ресницы Гней, - мама считает, что ей ещё рано. А я приду, Авл Элий. Домиция сдвинула брови, тётушки раскудахтались про погоду, и Гней, коротко кивнув, поспешил увести семью, пока сестра не стукнула его прямо при людях. >>>дом Клавдии Минор

Авл Элий: Квинт был великолепен и Авлу стоило только с притворным и за счет натреннированности вполне естественным смущением отмахнуться от описания которое внучатая племянница Нерона в силу возраста могла принять за читую монету, по крайней мере,Авл на это надеялся. И даже не-приход Домиции на пир катастрофой не был-брат расскажет. Оставалось озаботить домашних приготовлениями..и поиском бойцов. -Ты-то придешь?,-спросил Квинта,думая что если все сложится наилучшим образом, он задолжал ему желание.

Квинт: - Отчего нет? Всегда рад взглянуть на больших кошек и провести время в обществе красивой молодежи - я, можно сказать, и к Понтию завтра только из-за этого и собираюсь, то есть, ради молодежи, а не ради кошек, - Квинт, естественно, собирался еще и поесть там в свое удовольствие. - И кого ты сегодня стравливаешь? Гладиаторов, или котам тоже будет забава? И, главное, как скоро... Удалось же тебе забыть сегодня о скачках! Ты, значит, тоже не знаешь, кто открывал игры? С моей стороны непростительное невнимание. Домой следует возвращаться раньше... или не возвращаться вовсе. В голове вертелось: "...кого бы ей такого подарить? - и перебирались имена знакомых любителей всякой псины. - Хотя почему обязательно собаку. Тем более после такой впечатляющей смерти. Но кошка может не подойти - общеизвестно, что обычно люди, любящие собак, не выносят кошек. Может, виверру?.."

Авл Элий: -Люди,-пожал плечами Авл.,-мы нового взяли,не для боев,так,для дома. Шкура кормит еще, а Красавца я пока не выпускаю - его в прошлый раз чуть не покалечили. Разве что просто скормить ему кого-нибудь,-задумчиво произнес Элий,-посмотрим.

Квинт: - Мой добрый Элий, не станешь же ты делать этого при ребенке? - "вот там я у него и выясню, кого предпочитает Клавдия". - Удивительно, как мальчику удается все еще сохранять эту робость, при том что его богоподобный дед в разного рода развлечениях стесняется не более Фавна. Право, мне даже стало жаль на миг, что он мальчик. Вот его бы я совратил. А сестра на эту роль не подходит: ее надо завоевывать. Хотя вот и посмотрим, так ли он чувствителен на деле, как и его сестра, дерзкая на словах.

Клавдия Минор: Кузина пометалась взглядом между уходящими тётушками и сестрой, явно не зная какую позу выбрать - трепетной девицы или железной патрицианки времён республики. Минор оставила её негромким: - Сиди, - и, как ни в чём не бывало, помахала знакомым матронам, пристально наблюдающим со скамьи выше.

Квинт: - Так когда, ты говоришь, у тебя бои? - повторился Квинт, - между обедом и ужином? - ответил он сам себе, не сделав паузы. - Я буду. И буду ближе к обеду, поскольку не хочу опоздать снова. И, посольку мы все равно увидимся, не прощаюсь, но прошу прощения, если ты не намерен последовать моему примеру и эта женщина, мать этих очаровательных подростков, не занимает тебя в той же мере что и меня. Что в твои годы извинительно и совершенно понятно. ............................. И Квинт опять направился в сутолоку трибун, ловко уворачиваясь от машущих рук и скользя в плотной толпе как вестник в свалке битвы, не обращая внимания ни на что точно так же, как не обращали внимания на него... - Угадай, жестокая, - обратился он к Клавдии Минор сверху чуть из-за левого плеча, едва угнездил себе место среди недовольных, - как я догадался, что ты здесь?

Клавдия Минор: - Не думаю, что ты разглядел мой локон среди всех этих завитых париков, а Домиция объявляет обо мне лучше номенклатора, - дернула плечом Минор, - пожалуй, его стоит отпустить.

Квинт: - Я встретил их на выходе, - сказал Квинт, кивая и не заботясь о том, видит ли она этот кивок. - Твои дети обрастают связями, я оглянуться не успел, как Гней принял приглашение Авла Элия и оставил при этом Домицию дома - одной изящной фразой. Большая умница твой Гней, должен тебе признаться! Элий слишком хорош собой, чтобы позволить ему очаровывать мою предполагаемую невесту...

Клавдия Минор: - Элии? - нахмурилась Клавдия, полуоборачиваясь, - Элии... что-то знакомое... кажется, они чем-то торгуют? Определённо, ей нечего там делать. А Гней был бы умницей, если б был потвёрже характером. Но это придет с возрастом, надеюсь. Ты уже поставил на кого-нибудь, Квинт? Хочу испытать Фортуну, подскажи мне васдника... или лошадь. Я в этом совершенно не разбираюсь.

Авл Элий: Возвращаться на трибуны Авл не стал. Настрой, подпорченный не-выигрышем так и не вернулся, несмотря на удачно назначенную встречу. отчасти из-за нее было необходимо появиться дома чтобы успеть дать необходимые указания прислуге,которая не ожидала ни пира ни боев. И если к первому они были более-менее готовы,то второе требовало дополнительных телодвижений и расходов >>Дом Элиев >>>>>>>>>>

Суламита: >>> лавка(она же дом)Суламиты В сопровождении двух служанок и при полном параде, Суламита вспомнила, что она Валерия Максима, и протолкалась на патрицианскую трибуну, под недоумённые взгляды смутно знакомых матрон. - Зали, Рахиль, посмотрите, Авла нигде не видно? - крутя головой как сова суетилась Мита, пока объявляли участников следующего забега. - Зал, прикрой хотя бы колени, пока люди не подумали, что я хозяйка лупанария...

Залика: >>>лавка Суламиты Раздвигая людские волны острыми локтями, шедшая впереди Зал, ответно пихнутая дородной матроной, с разворота грудью налетела на уходящего богато одетого красавчика с противным холодным взглядом. И уже на трибуне легонько толкнула Рахиль в бок: - Осторожно, Белка, тут хищники, - сделала страшные глаза и рассмеялясь, - но посмотреть есть на что... Попыталась поискать в толпе Авла, но внимания на это бесполезное занятие хватило только до начала объявлений.

Квинт: - Испытывая Фортуну, лучше предоставить ей выбор, - авторитетно заявил Квинт, не помнивший, когда он последний раз ставил. - Не будь здесь элиевых коней, я посоветовал бы поставить на Порок Стртилии... Однако выигрывает все же не конь, а тот, кто правит, так что на него тоже стОит поставить. И, как бы ни собиралась поступить Фортуна, обижать тебя ей, может быть, не захочется - я часто замечал, что твердым убеждениям в ее перепетиях бывает неуютно.

Рахиль: Рахиль двигалась за Заликой с открытым ртом. Она смотрела по сторонам и была увлечена наблюдением сразу за всеми. Вот знатные патриции, решавшие серьезный вопрос, неподалеку девушка стоит с цветами, рядом - группа юношей: один показывает замечательного коня, стройного и гордого, хотя сам гордится, видимо, своей шевелюрой больше - то и дело поглаживает себя по чубу... В промежутках бегали дети, носившиеся и смеющиеся без отдыху. Народу было много. Смотря по сторонам, девушка, ведомая каким-то невидимым потоком, плелась точно за Заликой. Люди суетились и наталкивались друг на друга. Щеки Рахиль пылали, глаза горели.

Клавдия Минор: И без того рассеянное внимание Клавдии отвлекли звуки начала забега, и, не вникая в хитросплетения Квинтовых рассуждений, она отправила раба поставить на Порок. Кузина брезгливо сморщила длинный носик и он пошел складками как плохо скроенный сапог.

Суламита: - Ты посмотри как они скачут! Какие... поясницы! Будь я помоложе, я бы парочку догнала... - Суламита бросила поиски Авла наблюдая за первым кругом, но во время второго уже крутила головой снова. - Рахиль, пойди поищи эту сатиру на хорошего сына, пока он тоже на кого-нибудь не взгромоздился и не поскакал. Зали, это что там носят, не витушки? Купи мне парочку.

Залика: Расставив локти, Залика продиралась к торговцу, обливаясь потом и стараясь не смотреть на патрицианок, вокруг которых суетились мальчики с опахалами. А вернувшись, поклялась купить себе веер.

Квинт: - Эх! Не только на Порок, не только! - отчаянно повел рукой Квинт, качая головой. - Я бы ничего против не имел, будь это в самом деле порок, а не одно название, но этот же экземпляр - средоточие лошадиных добродетелей и свод сверхдостоинств, так что пороком можно назвать разве что отношение к нему хозяйки, что, очевидно, и имелось в виду, когда ему давали имя... не поймите меня превратно... Элий страдает теми же пороками, хоть и не называет их этим словом. Чтож, - он вздохнул, - всё в руках Фортуны.

Клавдия Минор: - Поздно, - Минор весь забег барабанила ногтями по скамейке и, когда конь Статилии пришел первым, облегчённо вздохнула. Вернувшийся раб шепнул на ухо соотношение ставок. - Не знаю какие пороки у Элия, но не думаю, чтоб они приносили ему столько, сколько мне принёс этот. Я поставила тысячу. Ставки были три к одному.

Квинт: - Как раз тот случай, когда лучше поздно, чем никогда, - выкрутился Квинт.

Юлий: дом Кассия Приставленный к нему раб зря нервно оглядывался по сторонам, Юлия мало беспокоило что происходит на трибунах, то, что творилось на арене занимало гораздо больше. И когда он, казалось, исчез, просочившись в толпу, он потом выплыл сам и приставленный смог вздохнуть спокойно. ... и да, ему повезло. Как и всегда, когда денег было в обрез. >>>>>>>дом кассия

Клавдия Минор: - Лучше поздно...? Ты прав, благодарю за идею. Это будет приданное Тиле, чтоб не плакала, - кузина скрежетнула зубами на пол-цирка, Минор даже головы не повернула; поднялась, прощаясь. - До завтра, Квинт. И если пойдешь к этим Элиям, присмотри, прошу тебя, за моим Гнеем. Он хорошо воспитан, но носит такое имя, которое и так уже... ты понимаешь.

Квинт: "Еще бы не понимать, - подумал Квинт. - Ну вот, теперь я еще и нянька..." - Присмотрю, - весело подмигнул он, - и, честное слово, не будь он так хорошо воспитан, я бы не взялся. Оглядевшись еще несколько раз в поисках знакомых лиц, он нашел иные слишком далеко, чтоб снова бороться с толпой, и направился в дом Элиев



полная версия страницы